Царское Село глазами детей
виртуальный музей

Матвеев Александр Андреевич

Лётчики 275 ИА Пушкинской Краснознамённой дивизии

Матвеев Александр Андреевич родился 23 ноября 1910 года в деревне Гатиха, Камешковского района, Владимирской обл.

В Советской Армии с августа 1928 года.

Свою службу в армии Александр Матвеев начал, как и положено крестьянину, с пехоты. 1 сентября 1928 года он стал курсантом Нижегородской пехотной школы имени Сталина.

В марте 1931 года, Матвеев был назначен командиром взвода 26-го стрелкового полка. Однако уже год и 10 месяцев спустя перспективный офицер резко изменил курс — поступил во 2-ю Военно — авиационную школу командиров звеньев (ныне — Борисоглебское ВВАУЛ).

В декабре 1934 года учёба окончилась и Александра Андреевича оставили инструктором 1-й эскадрильи. На серьёзного и безусловно преданного делу Ленина — Сталина лётчика обратили внимание, и с июля 1937 года он — секретарь партбюро эскадрильи (коммунистом А. А. Матвеев стал ещё в 1930 году). В жизни явно намечался ещё один поворот — осенью 1938 года капитан А. А. Матвеев был зачислен слушателем Военно-политической академии имени Ленина (ВПА). Получить ещё одно образование в законченном виде не удалось, а приобретённые на 1-м курсе знания пришлось вскоре применить на практике.

В мае 1939 года начались бои у реки Халхин-Гол. Матвеев был назначен комиссаром эскадрильи 70-го ИАП. Его повседневной заботой стали беседы с личным составом, «Боевые листки», партсобрания и другая деятельность, направленная на поднятие боевого духа. Но комиссар ещё и летал наравне с другими лётчиками. Опыт, приобретённый за годы инструкторской работы, оказался нелишним, хотя и самолёт Матвеева бывал повреждён в бою.

20 августа, в день наступления, лётчику удалось обнаружить эскадрон кавалерии и в двух заходах рассеять его. В тот же день сжёг две автомашины. Итогом боёв в Монголии для военкома эскадрильи стали 71 боевой вылет, из которых 8 штурмовок и 1 разведка, участие в 19 воздушных боях. Лично сбито 7 самолётов — 5 истребителей и 2 бомбардировщика.

По неясным причинам А. А. Матвеев не был награждён по итогам боёв на Халхин-Голе, хотя ордена и медали получили многие участники тех событий и со значительно меньшими заслугами. Через несколько месяцев, 11 января 1940 года, он стал военкомом вновь сформированного уже в ходе Советско-Финляндской войны 147-го ИАП (Истребительнай Авиационный Полк в годы Отечественной войны переименован в 20-й ГИАП(Гвардейский Истребительнай Авиационный Полк). В промежутке между «Монголией» и «Финляндией» было получено звание батальонного комиссара.

147-й ИАП, объединивший 6 эскадрилий из уже существовавших частей, базировался на крайнем северном участке фронта, в основном, на занятой у финнов территории. Штаб полка находился на аэродроме Салми-Ярви, а эскадрильи перемещались с точки на точку в зависимости от боевых задач. На вооружении состояли — И-15бис, И-16, И-153.

И — 16
И — 15бис
И — 153

Полк, по большей части, занимался штурмовками, на них пришлось 1069 из 2030 самолётных вылетов, совершённых полком.Полк вообще не имел потерь за всю войну, несмотря на противодействие с земли. В наградном листе А. А. Матвеева отмечено «отличное политическое обеспечение полка»

Когда началась Вторая Мировая Война и полк находился в Ленинграде его задача была такова: сопровождение транспортных «Дугласов» и ТБ-3 на пути в Ленинград и обратно и прикрытие железной дороги Подборовье — Тихвин. Только за декабрь 1941 года было сделано 309 боевых вылетов. Надёжно защищённые транспортники перевезли 754 тонны продуктов и вывезли из города 6725 человек.

С 7 марта 1942 года началось наступление 54-й Армии и надежде прорвать блокаду. 154-й ИАП прикрывал её части в ожесточённых боях. В марте — начале апреля полком было сбито 38 самолётов. На эти дни пришлись и личные победы майора Матвеева.

14 марта четвёрка в составе двух «Киттихауков» и двух «Томагауков»: Майоры Матвеев и Пилютов, капитан Чирков и лейтенант Гельфенбаум, идя на высоте 1000 — 1500 метров встретила 5 пикировщиков Ju-87, летевших под прикрытием «Мессеров» на 500 метров выше. В первой же атаке Матвеев сбил один пикировщик, но это было только начало боя, продлившегося 40 минут. На помощь первой группе подошло ещё 5 Ме-109. Наши истребители встали в оборонительный круг, при каждом удойном случае проводя лобовые атаки. В результате немцы потеряли ещё 1 Ju-87 и 1 Мe-109. Такие победы были очень нужны на Ленинградском фронте не только по практическим, но и моральным соображениям, поэтому уже на следующий день несколько пилотов 154-го ИАП были отмечены орденами. Майор А. А. Матвеев получил высшую награду, орден Ленина, а 13 апреля стал подполковником.

P-40K Киттихаук
P-40 Томагавк
Мессер
Ju-87

В мае 1942 года в полку появились МиГ-3 (число их колебалось и доходило до 6 машин), которые предполагалось использовать для решения задач ПВО. В июле-августе группа лётчиков во главе с командиром полка поднимались ночью в район Тихвин — Волхов — Кириши — Шум на перехват воздушных разведчиков. В 30 вылетах было сбито 3 самолёта. 30 августа ВВС Ленинградского фронта был предпринят налёт на крупный аэродром Сиверская. 12 Ил-2 и 8 ЛаГГ-3, наносившие бомбово-штурмовые удары, прикрывались 8 И-16 и 12 «Киттихауками». Последние принадлежали 154-му ИАП. Атака аэродрома оказалась удачной — лётчики наблюдали взрывы и пожары. Р-40Е в воздушных боях с Ме-109F, пытавшимися напасть на «ЛаГГи» и «Илы», сбили 4 самолёта. Один из них пришёлся на долю Матвеева.

Командование неоднократно отмечало успехи 154-го ИАП и относило его к наиболее боеспособным частям фронта. 22 ноября 1942 года он был преобразован в 29-й Гвардейский, а 4 мая полку присвоили наименование «Волховский». 2 декабря 1942 года часть вошла в 275-ю ИАД, сформированную на базе ВВС 8-й Воздушной армии. В январе 1943 года, действуя с аэродрома Озерки, полк участвовал в прорыве блокады Ленинграда. В его задачу входило сопровождение штурмовиков 15-го ГвШАП и 913-го ШАП. Было сбито 8 самолётов противника, а кроме того, истребители и сами не раз участвовали в штурмовках. В этом же месяце полк, не уходя с фронта, переучился на новые Як-7Б.

Полк отлаженно продолжал боевую работу, а его командир получил повышение, став 6 мая 1943 года заместителем командира, а 16 июля — командиром 275-й ИАД. Состав дивизии менялся, но были длительные периоды, когда в неё входили сразу 5 полков: 14-й и 29-й ГвИАП, 159-й, 191-й и 196-й ИАП, то есть она почти приближалась к корпусу. У командира такого крупного соединения хватало дел на земле, и вторую половину войны А. А. Матвеев, ставший в мае 1943 года полковником, на боевые задания почти не летал. К маю 1943 года за ним числился 181 боевой вылет.

Дивизия под его командованием участвовала в прикрытии наземных войск и Ленинграда, участвовала в сопровождении транспортных и боевых самолётов, охране «Дороги жизни» через Ладожское озеро, в снятии блокады города в январе 1944 года.

Защита с воздуха

С 1 января 1945 года дивизия, включавшая к тому моменту 14-й ГвИАП, 159-й и 283-й ИАП, находилась в резерве. 275-я ИАД была награждена орденом Красного Знамени (17 апреля 1944 года), ей присвоено собственное наименование «Пушкинская» (27 января 1944 года).

Со 2 декабря 1942 года её лётчики совершили 26077 боевых вылетов, в 1156 воздушных боях сбили 1249 самолётов. Потери составили 380 машин и 214 пилотов. Надо отметить, что Матвеев крайне внимательно относился к учёту сбитых, требуя от лётчиков подробного описания боя, а от штабистов получения подтверждения, полученных с земли. Его полк и дивизия одни из немногих, в документах которых встречаются обороты «сбито, но не подтверждено», «вероятно, сбит», «подбит». Тем не менее, он хорошо понимал, что настоящие цифры побед всё равно несколько меньше проходящих в отчётах.

Генерал-майор авиации (с 1 марта 1946 года) А. А. Матвеев покинул дивизию 14 мая 1946 года, будучи назначен начальником Батайского ВАУЛ.

В 1971 году в звании генерал-лейтенанта авиации ушёл в запас. Награждён 2 орденами Ленина, 4 — Красного Знамени, орденами Кутузова II степени, Александра Невского, Жукова, Отечественной войны I степени, Красной Звезды.

Матвеев Александр Андреевич после войны

29.03.1979 г. Александру Андреевичу Матвееву присвоено звание Почетный гражданин г. Волхова. В г.Волхове, Ленинградской области, в средней школе№6,работает музей Боевой Славы 29 ГВИАП,лётчики которого героически защищали важные стратегические объекты : железнодорожный мост через реку Волхов, Волховскую ГЭС, железнодорожный узел. А. А. Матвеев был частым гостем в школьном музее на уроках мужества. В канун 65 — летия Великой Победы в музее 29 ГВИАП состоялась традиционная встреча ветеранов ВОВ. Состоялась и поездка в д. Плеханово, где находится народный памятник лётчикам этого полка. Все присутствующие с волнением почтили память погибших лётчиков, возложили красные гвоздики.

Умер А.А.Матвеев в 1998г.

Память о войне… Она бывает не у всех, но у кого она есть ,тот видит намного больше, чем дано людям. Того эта память не отпускает — болит до сих пор.