Царское Село глазами детей
виртуальный музей

Екатерининский дворец

Архитектурный стиль: Русское Барокко

Авторы проекта: Иоганн Фридрих Браунштейн, Михаил Земцов, Андрей Васильевич Квасов, Савва Чевакинский, Бартоломео Франческо Растрелли

Строительство: 1717— 1724, 1752—1756 годы

Дворец был построен как летняя резиденция трёх российских правительниц —Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км к югу от центра Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин).

Является Объектом культурного наследия России и ЮНЕСКО, т. к. Входит в состав «Дворцово-паркового ансамбля города Пушкин и его исторический центр»

Здание заложено в 1717 году по приказу Екатерины I . Дворец несколько раз перестраивался, в современном виде представляет образец Русского барокко.

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Руководитель отдела музеев и памятников при Управлении по делам искусств исполкома Ленгорсовета Анатолий Михайлович Кучумов, который в 1935-1937 годах был хранителем Большого Екатерининского дворца, возглавил розыск похищенных сокровищ. В советское время во дворце открылся музей.

В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили праздник. По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение в голландском стиле, — «на 16 светлиц». В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Одновременно с Квасовым был приглашён Савва Чевакинский, осуществивший расширение дворца до современной длины. По его проекту был осуществлён интерьер церкви, Тронного зала и построены корпуса флигелей-циркумференций. В мае 1752 года Елизавета Петровна поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец. После строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный регулярный парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца.

Традиционно дворец связывают с именем Екатерины Великой, хотя сама императрица считала этот «взбитый крем» старомодным. Согласно воле покойной императрицы Елизаветы, первым делом Екатерина распорядилась позолотить статуи в парке. Когда часть из них уже обработали, узнав о стоимости этих работ, Екатерина велела их приостановить. В своих мемуарах она пожурила предшественницу за расточительство. Во всё своё царствование она перестраивала дворец и парк на свой вкус, делая их более удобными для жизни.

Растрелли перестроил дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (белый и голубой цвета в сочетании с позолотой лепнины) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик.