Царское Село глазами детей
виртуальный музей

Пилютов Петр Андреевич

Лётчики 275 ИА Пушкинской Краснознамённой дивизии

Пётр Пилютов родился в 1906 году, в глухой деревеньке Лучин. В 8 лет мальчик остался без матери. Отец не мог прокормить 4-х детей. Пришлось Пётру переехать на хутор к деду.

В 14 лет Пётр уехал в город, устроился молотобойцем на металлический завод. Через 2 года он освоил новую специальность: стал слесарем — арматурщиком. С 1924 года работал на металлургическом заводе в городе Аша Челябинской области.

С 1928 года началась его служба в рядах Красной Армии — вначале связистом. Однажды в часть прибыл представитель Ленинградской авиационно — технической школы. И так увлекательно рассказывал об авиации, что Пётр загорелся: стану авиационным техником !

В авиационно — техническую школу он поступил в 1930 году. Закончив её через 2 года, получил назначение в 40-ю Ленинградскую авиационную эскадрилью, которая базировалась на Дальнем Востоке. В один из Февральских дней 1934 года Пилютова вызвал к себе командир части и сообщил, чтобы тот срочно подготовил к полету самолёт для перелета на Чукотку.

Так авиационный механик Пётр Пилютов оказался в группе авиаторов, которой было поручено выполнить ответственное правительственное задание, связанное со спасением челюскинцев. Он работал авиационным механиком на самолёте старейшего полярного лётчика Василия Сергеевича Молокова.

Их самолёт Р-5, выкрашенный в голубой цвет, стал поистине легендарным. Именно на этом самолёте Молоков вывез со льдины на материк 39 человек. Немалая заслуга в этом и Пётра Пилютова. Заключалась она не только в отличной подготовке машины к полётам. Закрепив под плоскостями ящики от грузовых прашютов, Пилютов создал 2 дополнительные кабины. И хотя пассажиры чувствовали себя в них не очень свободно, каждый предпочитал лететь в «Пилютовской кабине», чем сидеть на весьма ненадёжной льдине.

Молоков любил и ценил своего механика за светлую голову и золотые руки, за смекалку и мастерство. Опытный пилот очень скоро заметил неодолимую тягу Пилютова к лётной работе, и как ни тяжело было ему расставаться с ним, отправил его в Качинскую школу лётчиков.

Закончив её в 1935 году, Пётр Пилютов опять попал на Дальний Восток, в ту же 40-ю авиаэскадрилью. Здесь прошёл путь от рядового лётчика до командира звена. В 1936 году, впервые в истории нашей авиации, пилотируя лёгкий бомбардировщик — разведчик Р-5, атаковал японский самолёт, нарушивший нашу границу, и сбил его из курсового пулемёта!За этот поединок Пётр Пилютов был награждён медалью «За отвагу».

В 1938 году Пилютов участвовал в боях с японцами у озера Хасан, затем — в Советско — Финляндской войне 1939 — 1940 годов.

Самолёт Р-5

Пилютов в Великой Отечественной Войне

(Довоенная фотография)1934г. Бортмеханик П. А. Пилютов с летчиком В.С. Молоковым
1942г. Пилютов в летном костюме

Великая Отечественная война застала Капитана П. А. Пилютова в Ленинграде, где он командовал группой лётчиков, осваивающих новый самолёт МиГ-3. Именно на этой машине Пётр и вступил в свой первый воздушный бой с немецкими лётчиками. Затем воевал в должности командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка.

В ноябре 1941 года ударили ранние морозы. Навигация на Ладоге закончилась, но коммуникация продолжала действовать. Через Ладожское озеро была проложена ледовая трасса, которая для защитников города стала Дорогой жизни, как назвали её ленинградцы.

Противник подвергал Дорогу жизни непрерывным ударам. Днём и ночью над Ладогой не смолкал рёв моторов вражеских самолётов. Фугасные бомбы и артиллерийские снаряды взламывали лёд, вызывали потери в людях и автотранспорте. С конца Ноября 1941 года для сопровождения транспортных самолётов и прикрытия Ладожской трассы стали привлекаться лётчики 154-го авиаполка под командованием батальонного комиссара А. А. Матвеева и 286-го авиаполка Майора П. Н. Баранова. Советским лётчикам пришлось сразу включиться в напряжённую работу.

Истребитель Р-40 17 Декабря 1941 года Пётр Пилютов на истребителе Р-40 «Киттихаук» в одиночку вылетел на сопровождение 9 транспортных Ли-2, перевозивших из осаждённого Ленинграда на Большую землю женщин и детей. Конечно, транспортные самолёты, да ещё и с детьми, прыкрывались обычно группой истребителей, но в данном случае сложились непредвиденные обстоятельства. В Ленинград Пилютов прилетел во главе четвёрки, но пара истребителей ушла на прикрытие транспортных самолётов срочно вылетевших в Кронштадт, а один истребитель был повреждён на аэродроме во время внезапно начавшегося артиллерийского обстрела. Снаряды могли поразить и самолёты с детьми.

Истребитель Р-40

Ли-2 летели на предельно малой высоте, а охранявший их истребитель под самой кромкой облаков. Так лётчику удобнее было вести наблюдение, а самому оставаться менее заметным для противника.

В район Новой Ладоги на группу Ли-2 неожиданно напали 5 немецких истребителей Ме-109F. Противник не видя советского истребителя — предвкушал лёгкую победу. Воспользовавшись этим, Пилютов из — под облаков как снег на голову свалился на ведущего вражеской группы и спервой же очереди сбил его. Это сначала ошеломило неприятеля, но затем определив, что имеют дело лишь с одним советским истребителем, немцы решили разделаться с ним.

В жестоком бою Пётру Пилютову удалось поджечь ещё один «Мессер». Однако и его самолёт был подбит — мотор заглох. Пришлось садиться на озеро. Противник, кружа над его машиной, продолжал обстрел из пушек и пулемётов.Задачу он выполнил — вывел транспортные самолёты из — под удара, приняв его на себя. Спустя месяц Пётр Пилютов был уже в строю и продолжил борьбу в небе Ленинграда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество заместителю командира 154-го истребительного авиационного полка Капитану Пилютову Петру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» ( № 885 ).

В 1944 году он окончил курсы усовершенствования командиров полков.

28 мая 1943 года Пилютов Петр Андреевич назначен командиром 29-го гвардейского истребительного авиационно полка. Пётр Пилютов успешно прошёл всю войну до последнего дня. Закончил ее лётчиком — инспектором 13-й Воздушной армии. На его счету более 400 боевых вылетов, более 70 проведённых воздушных боев, 23 сбитых вражеских самолёта. При этом в некоторых источниках, например — статье бывшего начальника штаба 154-го истребительного авиаполка, Н. Ф. Минеева ( опубликована в сборнике «Воздушный мост над Ладогой» ), указывается на 23 личные и 6 групповых побед. В других — уже на 23 победы всего, то есть — 17 лично и 6 в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 1 групповую победы.

Сбитые самолёты

ДатаСбитые самолетыГде сбит самолет
04.07.1941 г.FW-189аэр. Торошковичи
11.07.1941 г.«Хе-113»оз. Самро
01.08.1941 г.«Хе-113»ст. Серебрянка
12.08.1941 г.«Хе-113»Ропша
11.09.1941 г.«Хе-113»ст. Мга
17.12.1941 г.«Хе-113»Сумская
12.03.1942 г.Ме-109Курово
14.03.1942 г.Ju-87Шала
26.06.1942 г.Ме-109юж. Мыслино
08.07.1942 г.Ju-88юго — вост. Иконово
03.09.1942 г.Ме-109Вороново — Назия
26.03.1943 г.Не-111Хотовская Горка
19.06.1943 г.FW-190Маяк Сиверский
01.09.1943 г.Ju-88юж. Маяк Сиверский

Неизгладимое впечатление оставил у него Парад Победы в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года, в котором Пилютов участвовал как посланец защитников ленинградского неба. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка (275-я истребительная авиационная Пушкинская Краснознамённая дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт).

Слева направо:герой СССР Чубухов; дважды герой Покрышев; бывший командир полка Матвеев; командир полка и герой СССР Пилютов; герой СССР Коршунов; майор Чирков; командир эскадрильи Чемоданов.
Пилютов на самолёте

После войны

После войны Пётр Андреевич продолжил службу в ВВС. При этом, трудящиеся Ленинграда единодушно избрали его депутатом Верховного Совета СССР. Депутатские обязанности приходилось совмещать с многотрудной армейской службой (П. А. Пилютов тогда командовал авиационной частью), и с учёбой: его полк получил новейшие по тому времени реактивные машины. Чтобы учить других, нужно было самому досконально освоить современные самолёты. А воли, настойчивости в учёбе ему было не занимать. Фронтовые раны всё же давали о себе знать и в 1955 году Гвардии полковник П. А. Пилютов ушёл в запас.

Поселившись в Ленинграде, все свои силы и приобретенные за десятки лет службы знания отдавал он молодёжи. На общественных началах работал в городском клубе ДОСААФ, посещал школы, пионерские лагеря, проводил военнизированные игры. До последнего дня он, что называется, был на боевом посту. 24 Марта 1960 года Пилютов умер.

Его похоронили в Александро — Невской Лавре ( Коммунистическая площадка ). В городе Аша Челябинской области имя Героя носит парк, а в Санкт — Петербурге — улица. Его имя выбито и в музее — диораме «Прорыв блокады Ленинграда» в городе Кировске Ленинградской области.

Награды

Из архивного документа 406 гимназии:

Герой Советского Союза Петр Андреевич Пилютов.

Моя старшая сестра Таня была экскурсоводом школьного музея боевой славы 275 истребительской авиационной Пушкинской Краснознаменной дивизии и не раз рассказывала мне о летчиках, об их подвигах, о фронтовой дружбе. Мне было интересно слушать эти рассказы. Особенно мне запомнился Танин рассказ о летчике Пилютове.

Петр Андреевич Пилютов родился в 1906 году в семье крестьянина-бедняка. До 1925 года Петр занимался сельским хозяйством, а затем поступил на металлургический завод, где в течение нескольких лет работал молотобойцем, кузнецом, слесарем-арматурщиком. На заводе он вступил в комсомол, оттуда ушел в армию.

В 1930 году Петр Андреевич за усердие в учебе был командирован в Ленинградскую авиатехническую школу имени К.Е. Ворошилова, а после отличного ее окончания направляется в Особую Краснознаменную армию на Дальний Восток.

В 1934 году Пилютов принимает активное участие в спасении челюскинцев. Он был тогда бортмехаником на самолете Молокова. 39 человек спасли летчики экипажа. За этот подвиг командир был удостоен звания Героя Советского Союза, а бортмеханик награжден орденом Ленина.

С 1936 года Петр Пилютов участвует в боях в районе озера Хасан, в борьбе с белофиннами в истребительной авиации. Великая Отечественная война застала Пилютова на Ленинградском фронте. Командир эскадрильи Пилютов уже в первых боях открывает боевой счет сбитым самолетам противника. Немало подвигов совершил замечательный летчик, но я хочу рассказать об одном воздушном бое Пилютова.

Этот эпизод произошел 17 декабря 1941 года над легендарной Дорогой Жизни. Четверка самолетов Пилютова только что вернулась с боевого задания. Бой, в котором они участвовали, был очень тяжелым: три самолета вернулись сильно поврежденными. А тут приказ – вылететь на сопровождение транспортных самолетов, которые вывозили из Ленинграда детей и женщин. Пилютову пришлось вылететь одному.

«Дугласы» Летели над снежной равниной озера, тяжелые, перегруженные. Летчики транспортников старались быстрее преодолеть пространство до Большой Земли, ведь они были защищены единственным истребителем. А Пилютов впервые не хотел боя. Но избежать боя не удалось…

«Шесть штук,– сосчитал Пилютов,– «Мессершмитты». Он нырнул в облако, решил нападать сверху и снова уходить в облака, чтобы создать впечатление, что истребителей несколько. Маневр его удался. Он сбил два самолета врага. Но в какой-то момент вражеский самолет сумел выйти ему в хвост и попасть снарядом. Пилютову пришлось выйти из боя и посадить машину на лед. Самолет горел. Летчик вывалился из кабины и стал отползать от самолета, но враг не оставил летчика в покое и неоднократно пикировал на Пилютова, расстреливая и так уже раненого пилота. Нашли раненого Пилютова зенитчики, которые наблюдали за воздушным боем. Когда Пилютова доставили в медсанчасть, врачи обнаружили на его теле более двадцати ран. Не прошло и двадцати пяти дней, как Пилютов возвратился в свой полк, сбежав из госпиталя. Снова на фашистских аэродромах стала раздаваться команда: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Пилютов». А Пилютов снова громил врагов.

За множество побед над фашистскими асами Петр Андреевич Пилютов был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден многими орденами и медалями.

Пилютов часто рисковал собой, долг для него был дороже жизни. В наши дни трудно найти таких людей. Его жизненный подвиг не был напрасным. В памяти многих людей он остался примером мужества, стойкости, верности Родине.

Ученица 6-го класса гимназии № 406 Кандарева Ольга.