Царское Село глазами детей
виртуальный музей

Толстой Алексей Николаевич

Детство

Родился Алексей Николаевич Толстой 10 января 1883 года (29 декабря 1882 г. – по старому стилю) в семье Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны Тургеневой. Правда, во всех биографиях Толстого отмечается, что воспитанием мальчика занимался не родной отец, а отчим – Бостром Алексей Аполлонович, за которого мать Алексея Толстого вышла замуж. На хуторе Сосновка, который принадлежал отчиму, и прошло детство будущего писателя. Образованием мальчика занимался приглашенный учитель.

В 1897 г. семья Алексея Толстого переехала в Самару. Там юноша поступил в училище, а по его окончанию в 1901 г. уехал в Петербург, чтобы продолжить образование в Технологическом институте.

Начало литературной деятельности

В 1907 г., незадолго до защиты диплома, Алексей внезапно принимает решение бросить институт, чтобы заняться литературой. Пробу пера в 1905 году, когда Толстой опубликовал несколько своих стихотворений в провинциальной газете, он посчитал большой удачей, поэтому решение бросить институт далось будущему писателю сравнительно легко. В том же 1907 году Толстой издал сборник стихотворений «Лирика», а в 1908 году журнал «Нева» опубликовал и прозу начинающего писателя Толстого – рассказ «Старая башня».

В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Уже в Москве, куда в 1912 г. переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра (в основном, рассказы и очерки) на постоянной основе. Когда началась Первая Мировая война, Толстой принял решение отправиться на фронт военным корреспондентом. В качестве журналиста во время войны писатель побывал в Англии и Франции.

Годы эмиграции

Февральская революция вызвала у Толстого живой интерес к вопросам российской государственности. Это событие стало своеобразным толчком, после которого писатель серьезно занялся изучением петровской эпохи. Он долгое время проводил за изучением исторических архивов, изучая историю Петра Первого и живо интересуясь судьбами людей из его ближайшего окружения. А вот Октябрьский большевистский переворот Алексей Николаевич воспринял весьма негативно.

В 1918 году в его прозе появляются исторические мотивы. Он пишет рассказы «День Петра» и «Наваждение». Даже в краткой биографии Алексея Николаевича Толстого стоит упомянуть, что впоследствии это увлечение временем Петра Великого, все знания, полученные об этой великой эпохе перемен, выльются в замечательный исторический роман «Петр Первый».

Осенью того же 1918 года автор уехал в Одессу, а оттуда отправился в Париж, а затем в Берлин. За годы эмиграции Толстой написал «Детство Никиты» (1920 г.).

В следующие два года свет увидели еще три книги автора: фантастический по содержанию роман «Аэлита», повесть «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью». К жанру фантастики автор также вернулся в книге «Гиперболоид инженера Гарина». Но настоящим бестселлером стала книга «Золотой ключик», которая рассказывала об увлекательных приключениях деревянного мальчика Буратино (ее рекомендуют для внеклассного чтения ученикам 5 класса, но сказка наверняка подойдет и для начальной школы). Сказочная повесть была написана по мотивам книги «Пиноккио» итальянского автора Карло Коллоди. Находясь в эмиграции, Толстой начал работать над трилогией «Хождение по мукам», которая станет самым важным произведением в жизни писателя.

Московская улица, дом № 8

Московская улица, дом № 8
Московская улица, дом № 8
Толстой в Александровском парке
Толстой в Александровском парке

Что послужило причиной переезда А. Н. Толстого в Детское Село? Еще в детстве, живя в Самарской губернии, Алеша читал письма матери, восхвалявшие этот город. Александра Леонтьевна писала: «Вчера, дружочек, ездила я в Царское Село. Это удивительный городок Петербургской губернии, где часто теперь живет молодой император. Конечно, всего города я не видела, но то, что я видела, было прелестно. Представь себе широкую улицу, с одной стороны дома, буквально тонущие в массе деревьев, с другой стороны — длинный бульвар. Все деревья осыпаны инеем, и вся эта картина белая, чистая, залита голубым электричеством высоких фонарей, так что свет льется сверху. Получается картина, похожая по своей красоте на декорацию».

В мае 1928 года Алексей Николаевич Толстой арендовал второй этаж дома № 8 по Московской улице. Сначала там был сделан ремонт. Потом для освящения квартиры Толстые пригласили батюшку. И только осенью 1928 года семья въехала в дом. На втором этаже располагалась пятикомнатная квартира с двумя проходными помещениями, веранда, кухня, туалетные комнаты и прихожая. Квартира отапливалась четырьмя печами и двумя каминами. Чтобы попасть туда, надо было подняться по парадной лестнице, которая выходила на Пролетарскую улицу. Из квартиры через кухню можно было также попасть на черную лестницу, которая выходила во двор.

«В нашем доме было священное место — кабинет отца», — вспоминал Д. А. Толстой. «Отец работает — это значило, что смеяться, шутить, громко разговаривать можно было у себя в комнате; выходя в коридор, в столовую, надо было соблюдать тишину. Отец работал каждый день с утра, к обеду он выходил часов в пять, и по его настроению все домашние могли понять, как у него идет работа. Если он выходил веселый, значит, дело идет, если появлялся в столовой мрачный и раздражительный, все понимали — что-то не клеится.

Дом сохранился. Сейчас этот каменный многоквартирный жилой дом с высокими потолками.

Пролетарская улица (ныне Церковная), дом № 6

В мае 1930 года А. Н. Толстой вместе со своей многочисленной семьей переехал в деревянный двухэтажный особняк на Пролетарской улице с садом и флигелем во дворе. Дом был разделён поэтажно на две квартиры. На первом этаже квартира была семикомнатной, а на втором — четырехкомнатной. Сначала в доме был сделан ремонт, стоимостью примерно на 10–15 тыс. рублей. После он был освящен.

Дом А. Н. Толстого на Церковной улице
Дом А. Н. Толстого на Церковной улице

Ираклий Андроников вспоминал:

«Семью составляли в ту пору: сам Алексей Николаевич Толстой, его жена — талантливая поэтесса Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая (для него Туся), дочь Толстого от другого брака — Марьяна, сын Натальи Васильевна от другого брака — Фёдор Волькенштейн, в то время Фефа. И два общих сына — Никита (1917 года рождения) и Митя (1923-го), тогда совсем еще мальчики, принимавшие, однако, самое живое участие в творческой жизни дома. Ещё жила в доме тёща Толстого — Анастасия Романовна Крандиевская, в свое время выступавшая в печати с рассказами. И родная тётка Алексея Николаевича — “баба Маша”. На правах члена семьи воспринималась Юлия Ивановна, эстонка, воспитавшая младших Толстых, которой, по словам Алексея Николаевича «жалованья не платили с двадцать третьего года» и без которой было бы всё не так».

«Мне довелось увидеть рабочий кабинет писателя, — вспоминает Галина Уланова. — Высокую конторку, за которой он всегда писал. Книжные шкафы до самого потолка. Всё в этой комнате производило впечатление непрерывно действующего, нужного хозяину, лишенного какого бы то ни было академизма…».

Валентина Ходасевич вспоминала: «Любил Алексей Николаевич свой сад вечерами и ночью; его тишину, летние запахи его цветов и земли, запах морозного воздуха зимой. Молчал, вдыхал, любовался, а если говорил, то каким-то благоговейным тихим голосом».

Гостям в этом доме не было счету. О широком гостеприимстве Алексея Николаевича знали все.

Ленинградский писатель Семён Розенфельд вспоминал, что

«выражалось оно далеко не только в щедром угощении, а и в той любезности и обходительности, с которой он принимал гостей, в простоте обращения, в желании сделать приятное гостю, которые были характерны для него.

Я вспоминаю один из вечеров у Толстого. На обеде были Шишковы, Шостакович, Зощенко, пианист Нильсен, певица, фамилию которой не помню, и друг Алексея Николаевича нейрохирург-профессор Галкин. Было весело, хозяин много шутил, произносил смешные тосты, сочно хохотал и в ответ на чью-нибудь удачную шутку, и всё это вместе создавал атмосферу доброй, чрезвычайно дружеской компании. А потом в небольшой гостиной был концерт. Алексей Николаевич погасил электричество и зажег свечи в старинных бронзовых канделябрах, и это сразу придало строго подобранной мебели красного дерева, темным итальянским и французским картинам XVIII века и кобальтовым обоям не только теплоту и уют, но и какой-то особенный колорит. Посреди комнаты за двумя маленькими кабинетными роялями Шостакович и Нильсен играли третью часть Пятой симфонии, которую Дмитрий Дмитриевич незадолго перед тем закончил. Потом пианист исполним несколько произведений Шуберта и Франка, потом пела актриса.

И было во всём этом столько истинного очарования, сколько заботливой предусмотрительности милых хозяев, что расставаться с ними, несмотря на поздний час, ужасно не хотелось. Уехали мы лишь глубокой ночью в машине, предоставленной Алексеем Николаевичем…

Кому-то из нас, не помню, кому именно, а может быть, и всем сразу — так ведь иногда бывает, — пришла в голову мысль перевести аренду на здание, занимаемое Толстым в Пушкине, Литфонду и устроить в нём Дом творчества писателей. Мысль эту Алексей Николаевич горячо подхватил и сейчас же энергично принялся за дело. Вместе с нами и директором Литфонда он ходил в горсовет, в жилотдел, строительные организации, вместе писал заявления, звонил по телефону, хлопотал, сердился и не успокоился, пока окончательно не оформил передачу дома. И долго ещё впоследствии, приезжая из Москвы, он с удовольствием осматривал благоустроенный, уютный, удобный для писателей Дом творчества и с юной непосредственностью радовался тому, что был одним из инициаторов и участников его создания».

26 октября 1938 года, после того как А. Н. Толстой переехал отсюда в Москву, в этом здании состоялось открытие Дома творчества ленинградских писателей. В доме было двенадцать комнат. Каждому писателю предоставлялась отдельная комната. Литературный фонд выдавал путевки на срок от трех до тридцати дней. Писатели находились на полном пансионе. К их услугам имелась библиотека. Здесь работали и отдыхали: И. Эренбург, Б. Лавренев, Н. Тихонов, Н. Никитин, М. Зощенко, М. Слонимский, А. Гитович, Е. Тарле и многие другие.

В августе 1941 года в этом доме разместилась редакция газеты «За Советскую Родину». Во время войны здание пострадало. Наталье Никитичне Толстой довелось видеть «разорённый войной заколоченный дом… Все дворцы лежали в руинах, а гулять по паркам было трудно из-за бурелома и нечистот. В Пушкине (папа всегда говорил «в Детском») мы подошли к облупленному двухэтажному дому с заколоченными дверьми и обрушенным крыльцом» В 1955–1956 гг. дом восстановили, но облик его был изменен, и была проведена его существенная реконструкция. Частично перестроенный второй этаж был увеличен до габаритов нижнего, был перенесен вход, Появился балкон, который опирается на две пары кронштейнов с валютами «римского типа», что сыграло большую роль в создании архитектурного образа дома. Шесть столбов квадратного сечения несут кровлю балкона. Нижняя часть столбов была оформлена как пьедестал, а верхняя — как капитель тосканского ордера. Фасад дома вместо обшивки досками был оштукатурен. Здание было оштукатурено по дранке, поэтому на первый взгляд кажется каменным. На самом деле дом деревянный, на каменном фундаменте, с каменным цоколем, облицованным известняковой плитой, и металлической кровлей.

Зимой в 1980-х гг. здесь размещалась база отдыха Главной водопроводной станции Ленинграда, а летом — детский сад этой же станции.

В 2001 году дом включён КГИОП в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как объект культурного наследия регионального значения. А 2009 году Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга принял решение включить дом Вуича — Толстого в список объектов культурного наследия.

После эмиграции старые друзья отвернулись от Толстого, но в Берлине, в 1922 г. он приобрел нового друга – Максима Горького, с которым познакомился, когда последний приезжал в Германию. Год спустя, в 1923 г. Алексей Николаевич принял решение вернуться на Родину. Здесь он продолжил работу над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое небо»). Тематически к трилогии примыкает и повесть «Хлеб», написанная в 1937 году, которую считают самым неудачным произведением. После Октябрьской революции дом был отдан под квартиры. В 1930 году в доме поселился писатель А. Н. Толстой, который прожил в нём до 1938 года. За время, проведённое в доме, он работал над романом «Пётр Первый», трилогией «Хождение по мукам» и другими произведениями. Кабинет Толстого был на втором этаже. Его часто посещали литераторы и деятели искусства, их кружок получил название «детскосельской художественной колонии».

В 1930 г. Алексей Николаевич Толстой снял в аренду дом N4 по Пролетарской ул. (Церковная, 6). Это был деревянный двухэтажный особняк со службами и садом. Дом сохранился в перестроенном виде.

По свидетельству современиков в доме царил патриархальный уют «с большой прохладной столовой со старыми портретами, хрусталем в прозрачной горке и петровской мебелью». Слева от прихожей была приемная, кабинет писателя находился на втором этаже.

Здесь был написан второй том романа «Петр Первый» (вышел в 1934), в содружестве с В. М. Петровым создан сценарий фильма «Петр Первый» (сцен. награжден орденом Ленина в 1938), совместно с В. А. Рождественским написано либретто к опере Б. Сметаны «Проданная невеста» (премьера состоялась 31.05.1937 в Лениградском Малом оперном театре), продолжалась работа над трилогией «Хождение по мукам».

По средам в доме писателя собирались друзья и знакомые: В.Я.Шишков, В.И.Качалов, физик А.Ф.Иоффе, М.А.Бонч-Бруевич, К.С.Петров-Водкин, О.Д.Форш, композиторы Ю.А.Шапорин, Г.Н.Попов. Летом 1934 г. Толстого в Детском Селе посетил Г.Уэллс.

В 1933-1934 гг. А.Н.Толстой был депутатом Детскосельского горсовета VII созыва. В декабре 1934 был избран депутатом Ленинградского Совета, в декабре 1937 — депутатом Верховного Совета СССР по Старорусскому избирательному округу. 23 декабря 1945 года писатель умер от злокачественной опухоли легких.

Факты о Толстом: